Терпсихора (балет)

Георг Фридрих Гендель

Балетмейстер М. Салле. Первое представление: Лондон, «Ковент-Гарден», 9 ноября 1734 г. Составить представление об этом балетном дивертис-менте можно по описанию В. М. Красовской.
8 ноября 1734 г. журнал «Пчела» сообщил: «Г. Гендель начинает завтра оперой \"Верный пастух\", которой будет предшествовать новое драматико-музыкальное представле-ние. Композитору не пришлось далеко искать сюжет, чтобы сочинить это произведение, известное под названием \"Терпсихора\". Судя по всему, оно было парафразой харак-теров любви или характеров танца, которые Гендель мог видеть, когда Салле исполняла их в предыдущем сезоне».
Сюжет «Терпсихоры» действительно не был нов, равно как и форма этого единственного «балета» Генделя. По правилам балетных дивертисментов, унаследованных от XVIII века, «Терпсихора» включала хоры и сольное пение.
Аполлон (представляющий, вероятно, особу самого Генделя) объяснял музе любовной поэзии Эрато, что покинул Парнас (то есть Музыкальную академию в Лондоне, которой Гендель руководил), желая узнать, достойна ли новая академия (то есть «Ковент-Гарден») его покровительства. Он спрашивал, придет ли Терпсихора. Являлась Салле-Терпсихора и, прослушав дуэт Эрато и Аполлона, танцевала на ту же музыкальную тему сарабанду. Затем певцы пели о любви, ревности, ветрености и т. п., а Салле пластически воплощала их пение. Под конец она изображала в «одушевленном танце» стремительность полета ветров и исчезала в разгар финального хора. Банальность сюжета искупалась, однако, силой музыки Генделя и выразительностью танца Салле. В наши дни музыка Генделя обретает новое хореографическое воплощение (один из примеров — спектакль Екатеринбургского муниципального театра балета «Терпсихора» в постановке итальянского хореографа Веджетти, 1997).

Дополнительная информация