Паганини (балет)

Сергей Рахманинов

Либретто С. Рахманинова и М. Фокина. Балетмейстер М. Фокин. Первое представление: Лондон, «Ковент-Гарден», 30 июня 1939 г.

На первом плане — ряды публики, ожидающей появления на эстраде Паганини. Выходит, освещенный полосой света, молодой Пагани-ни. Бледный как привидение, худой как скелет, с ввалившимися щеками, с большими глазами, говорящими о жутких и страшных видениях. Артист играет. Сплетня, Ложь, Клевета бегут между рядами. Их го-нит Зависть. Они, кривляясь, передразнивая Паганини, подбегают к слушателям и шепчут им на ухо, указывая на скрипача... Публике кажется, будто она видит руку Дьявола, которая появляется сзади Паганини, управляет его игрой. Сперва только одна длинная волосатая рука. Потом появляется много таких голых рук. Одни двигают смычком, другие перестраивают струны, поворачивая колки, третьи извлекают из скрипки целый поток нот пиццикато. Паганини делается все бледнее и страшнее. Он почти за-крыт этим танцем массы зловещих рук. За его спиной публика видит гримасничающую фигуру с насмешливым козлиным лицом. На момент Паганини заставляет публику верить в чистоту своего искусства. Сплетня, бегавшая по рядам публики, угомонилась. Ложь и Клевета спрятались. Нечистая сила пропадает. Темнеет... На первом плане шествуют «классики». Они несут свое «святое» искусство. Их святость — от бессилия. Это карикатура... Тьма. Только «классики» освещены. Потом опять на эстраде вырисовывается фигура Паганини. Слышны звуки его скрипки. Сплетня опять побежала. Она предлагает свои услуги «классикам». Те, движимые Завистью, охотно пользуются услугами Лжи и Сплетни. Публика вновь видит Нечистую силу, которая помогает Паганини в его «дьявольском» искусстве. Из звуков его скрипки рождается страшный мир видений. Но все же Паганини очаровывает слушателей. Изнеможденный, бледный, недвижно стоит Паганини со вскинутым вверх смычком. ...Ясное майское утро. Молодые люди собрались на полянке. Юноши играют на гитарах. Одна из девушек, типичная флорентийская красавица, танцует. По крутой тропинке спускается Паганини. Он смотрит ничего не видящим взором, странно жестикулирует, иногда разражается каким-то диким смехом. Вдруг резко останавливается, увидев девушку. Под пристальным взглядом жгучих глаз Паганини она стоит неподвижно. Все ее тело начинает дрожать, как птица, завороженная змеей. Странная и жуткая улыбка появляется на бледном лице Паганини. Улыбка как бы освобождает девушку от дьявольских чар, и она убегает. Паганини врывается в толпу молодежи. Он выхватывает гитару у одного из юношей. Толпа с негодованием бросается на него. Но Паганини из этой гитары извлекает такую изумительную музыку, что все останавливаются как завороженные. Девушка, как бы в забытьи, повинуясь его музыке, танцует, пока не падает в изнеможении к его ногам. Па-ганини подходит к лежащей девушке. Он продолжает играть, и она, постепенно приходя в себя, танцует... сперва лежа, потом медленно поднимаясь. Танец ее похож на сто-ны. Мучает ли ее страх? Или ей передались страдания музыканта? Медленно удаляется Паганини, продолжая играть на гитаре. Зачарованная девушка, а с ней вся толпа, идет за музыкантом. Полная тьма. Свет падает на Паганини. Он лежит, его голова покоится на столе, заваленном нотами. Потом он встает, просматривает ноты. Рвет их, бросает. Берет скрип-ку. Но играть не может. Идет со скрипкой задумавшись, как будто прислушиваясь к высшей гармонии, к той возвышен-ной музыке, о которой тоскует его душа. Светлые духи окружают его. Он упоен красотой. Ударяет смычком по струнам, и скрипка поет о счастье, радости. Умиротворенный, он забывается. Внезапно Паганини видит себя таким, каким представляет его толпа... Вот второй, третий, четвертый Паганини. Всюду появляются один за другим множество Пагани-ни. Все они похожи на него, но еще более похожи на дьяволов. Все со скрипками- Дьявольски виртуозно играют и так же виртуозно пляшут. Нечистая сила, страшные тени наступают со всех сторон. Они закрывают Паганини. Вихрь бешеной пляски. Паганини старый, больной, умирающий. Он видит среди беснующейся Нечистой силы приближающуюся к нему Смерть. Он тянется к своей скрипке как к защите. Его окружают Светлые духи. Они подают ему инструмент. Когда Паганини восторженно прижимает к себе скрипку, Смерть приближается. Артист лежит со скрипкой на груди. Он мертв. Тело великого музыканта окружено Светлыми духами. Смущенные, стоят, сняв шляпы, враги его, «классики

 

Дополнительная информация