Асафьев Борис

литературный псевдоним Игорь Глебов

Родился 17 (29) июля 1884 г. в Петербурге. Компози-тор, педагог, публицист. Крупнейший ученый-музыковед. Академик АН СССР (1943). В 1908 г. окончил историко-филологический факуль-тет Петербургского университета, в 1910 г.— Петербург-скую консерваторию по классу композиции А. Лядова. С 1910 г. концертмейстер балета Мариинского театра. В 1920—1930 гг.—руководитель Разряда истории музыки Ленинградского института истории искусств. С 1925 г.— профессор Ленинградской консерватории. С 1943 г. работает в Институте истории искусств в Москве и является консультантом Большого театра. Глубоко освоив законы балетной драматургии, Асафьев написал около 30 балетов, в том числе «Дар феи» (1910), «Лукавая Флорента» (1912), «Пьеро и маски» (1914), «Белая лилия» (1915), «Карманьола» (1918). Часто основой его работ становились сюжеты отечественной и мировой литературной классики. Балеты «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Кавказский пленник» (1938), «Граф Нулин» (1941), «Гробовщик» (1943), «Барышня-крестьянка» (1946), «Каменный гость» (1946) были написаны по произведениям А. С. Пушкина; «Ночь перед Рождеством» (1938) — Н. В. Гоголя; «Ашик-Кериб» (1940) — М.Ю.Лермонтова; «Утраченные иллюзии» (1936) — О.Бальзака; «Франческа да Римини» (1947) —Данте. Для Асафьева в музыкальной драматургии была важна роль лейтмотивов, характеризующих главных действующих лиц и сценические ситуации. Характерно для композитора и стремление воссоздать национальную и историческую атмосферу, в которой разворачивается действие. Так, например, при написании балета «Пламя Парижа» (1932) он использовал мелодии французских революционных песен и музыку композиторов эпохи Великой французской революции. Лучшие из балетов Асафьева — «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» — заняли прочное место в ре-пертуаре музыкальных театров. Умер Борис Владимирович Асафьев 27 января 1949 г. в Москве.

Дополнительная информация