Давыдов Степан

Русский композитор, дирижер, один из выдающихся музыкантов эпохи Отечественной войны 1812 г.


Родился в 1777 г. на Украине. Образование получил в Придворной певческой капелле в Петербурге у Дж. Сарти. В 1800—1810-х гг. работал капельмейстером и педагогом театральной школы в Большом театре в Петербурге. Пере-ехав в Москву в 1814 г., стал капельмейстером и учителем музыки в московских придворных театрах и в театре Ше-реметева.
С. И. Давыдов работал в разных жанрах, но больше всего интересовался музыкальным театром. В 1800—1830-х гг. его произведения были широко представлены на сценах столичных театров. Давыдов — автор первой русской «вол-шебной оперы» — «Русалка» («Днепровская русалка»), пользовавшейся большой популярностью, в которой создал и первые в русской музыке образцы романтической оркест-ровой пейзажной звукописи. Музыка Давыдова часто зву-чала на торжественных концертах, посвященных крупным историческим событиям. Рожденная героической эпохой, она была по-особому близка героям и участникам Отечественной войны 1812 г. Знаменитые московские гулянья в Сокольниках, под Новинском, на Воробьевых горах, в Ма-рьиной роще послужили основой для давыдовских дивер-тисментов, музыка которых в значительной части основы-валась на народно-песенном материале.
Давыдов оставил обширное творческое наследие. Сре-ди его сочинений три части оперной тетралогии «Днепров-
екая русалка» (с балетными сценами, поставленными И. И. Вальберхом, 1803, 1805, 1807), комическая одноактная опера «Лукашка, или Святочный вечер» (1816); балеты «Увенчанная благость» (на День коронации Александра I, 1801), «Жертвоприношение благодарности» (аллегорический балет на День тезоименитства Александра I, 1802) и «Граф Кастелли, или Преступный брат» («трагический балет», совместно с Дж. Сарти и В. Мартин-и-Солером, 1804), а также множество балетов-дивертисментов, среди которых «Русский деревенский праздник» («интермедия-дивертис- мент с хорами и плясками», 1812), «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» (1815), «Гулянье на Воробьевых горах» (совместно с Д. Н. Кашиным и И. Керцелли, 1815), «Филатка с Федорой у качелей под Новинском» (1815), «Торжество россиян, или Бивак под Красным» («Торжество победы», 1816), «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816), «Свадебный сговор при возвращении ратников на родину» (1817), «Цыганский табор» (1819), «Смотр невест, или Деревенские святки» (1821), «Праздник колонистов близ столицы» (1821), «Праздник жатвы» (1823), «Русские в Германии, или Вечер на ярмарке» (совместно с К. А. Кавосом, 1823), «Праздник на Пресненских прудах» (1824) и др.
Давыдовым написаны также шесть духовных концертов, литургия и другие произведения для церкви, кантаты «Приношение русскому народу», «Песнь русским воинам на возвращение в Отечество» и др., музыка к «историческому представлению» «Жан Калейский, или Мореходец и принцесса Португальская» (1819) и к «трагедиям на музыке», воплощавшим масштабные этические и философские темы: «Сумбека, или Падение Казанского царства» С. Н. Глинки (1807), «Ирод и Мариамна» Г. Р. Державина (1808), «Электра и Орест» А. Н. Грузинцева (1809), «Амбоар и Оренгцеб, или Нашествие монголов» П. А. Корсакова (1814), а также, предположительно, «Дмитрий Донской» В. А. Озерова (1807).
Умер Степан Иванович Давыдов 10 (22) мая 1825 г. в Москве.

 

Дополнительная информация