Люлли, Жан Батист


Родился 28 ноября 1632 г. во Флоренции. По национальности итальянец. С 1646 г. жил в Париже, где был придворным скрипачом и композитором (с 1653). С 1672 г. возглавлял Королевскую Академию музыки (выступал в качестве композитора, дирижера, педагога, режиссера и ба-летмейстера). Автор многих балетов и дивертисментов для придворных празднеств в Лувре, Версале, Тюильри: «Ночь» (1653), «Пословицы», «Свадьба Пелея и Фетиды» (дивертисмент для оперы Каприоли), «Время» (1654), «Развлечения» (1655), «Желанные» (1655), «Психея, или Сила любви» (1656), «Галантность времени» (1656), «Прерванные развлечения» (1657), «Алкидиана» (1658), «Насмешка» (1659), «Ксеркс» (дивертисмент для оперы Кавалли, 1660), «Времена года» (1661), «Влюбленный Геркулес» (дивертисмент для оперы Кавалли, 1662), «Триумф Вакха в Индии» (1666), «Флора» (1669), «Юность» (1669), «Празднества Амура и Вакха» (1672).
В истории балетного театра особенно большое значение имело сотрудничество Люлли с Мольером, для комедий- балетов которого Люлли писал дивертисменты (танцы, пан-томимы, увертюры)-, нередко выступая в качестве балетмей-стера и танцовщика.
Люлли был непревзойденным сочинителем опер-балетов (всего 15), среди них «Триумф любви» (1681), «Храм мира», «Идиллия мира», «Версальская эклога» (1685) и другие. В этих произведениях хореографические номера занимали значительное место. Танцы Люлли, разнообразные по
жанру (менуэты, гавоты, сарабанды), контрастные по pитмике и темпу, по своему значению выходили за рамки простого дивертисмента и нередко выполняли драматическую задачу, следуя сценическому действию (что являлось для того времени настоящей реформой балетного театра и музыки).
Сценические постановки балетов и опер Люлли, ставшие одной из вершин европейского музыкального театра, открыли историю классического европейского балета нового времени.
Умер Жан Батист Люлли 22 марта 1687 г. в Париже.

Дополнительная информация